Часть 1.

Б О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й Т А Н Е Ц

Вступление к книге Танца. Все аборигены, также как и каждая зрелая нация используют танец как язык, развлечение и забаву. Америке следует делать больше, чем просто повторять прошлое, беря то, что было хорошо и оставляя все лишнее. Американскому танцу в будущем следует опираться на глубокое понимание жизни. Танцу, как выражению этой жизни, следует быть более прекрасным. Танец касается цивилизации со всех сторон - как искусство, здоровье, бизнес, развлечение и мораль. И это жизненно, что ему следует быть одновременно идеалистичным и практичным. Эта книга не об истории танца, его технической стороне или просто обзор существующих танцев. Это - очень личная книга о танце, каким я его вижу и о том, как мои годы опыта и роста открыли его значение для меня. Я попыталась посмотреть на танец с точки зрения целого. Я не верю, что если танцевать прекрасно или быть посвященной танцу, то это разрешит все земные проблемы или сделает нас повелителями здоровья и мудрецами. Но все, во что я верю - погружение в поток источника любой человеческой деятельности ведет нас к более глубокому пониманию себя, поэтому я верю, что танец содержит в себе жизненные элементы, способные разрешить многие человеческие проблемы - физические, эмоциональные и духовные. Мой идеал танца - тот, который можно отделить от других искусств по благородству и концепции, по эффективности техники, по служению целям высшей цивилизации. Наше отношение к танцу должно измениться. Мы должны перестать воспринимать его просто как концентрированную форму сексуального выражения, как развлечение для деловых людей или как интеллектуальную проблему. Танец может быть всем этим, но это что-то большее, чем только это. Танец-это символ Жизни - ритмический, воинственный, бессмертный. Это язык и иероглиф божественности. Давайте учиться говорить на нем и читать его. Мое личное отношение - если танцу есть, что сказать - то это послание должно быть о жизни, а не о смерти - о красоте, а не о деградации. Красоте и движениям, которые танец дает миру, следует быть манифестацией божественности. Мы должны преодолеть те дни, когда нашим высшим идеалом в танце было превращение наших тел в бездушные машины или наблюдать пятилетних детей, одетых подобно голивудским старлеткам. Процесс этого посвящения всегда одинаков - смирение в изучении внутренней мудрости, самопожертвование и дисциплина, которые позволят нам быть готовыми во времени и пространстве обрести мудрость. В нашем нынешнем стиле, за редким исключением, у нас нет ни храма, ни убежища. Наш храм-рынок. Неудача лежит в основном в нашей незрелости по отношению к Искусству и его необходимым процессам. Особенно в Америке сегодня коммерциализация искусства подобна хвосту змеи, обвившему всю землю. У нас есть безумная идея, что все должно быть продано. Наше понятие ценности красоты или любого жеста контролируется качеством денег, которое может быть заработано на этом. Пока мы не начнем говорить об опыте, а не о доходах, у нас никогда не будет ни прекрасного искусства танца, ни лучшей цивилизации. Сегодня нас просят двигать нашими телами, чтобы имитировать ритмы и движения искусственных механизмов. Мы слушаем звуки стаккато заклепок и нас просят станцевать этот шум, чтобы таким образом выразить современность. Это может быть сиюминутный энтузиазм, но зачем делать это, если из-за этого человеческое тело деградирует и понижается наша концепция человеческого благородства и красоты. Мы можем делать это, но зачем? Зачем использовать человеческое тело, чтобы повторять ритмы и движения машин. Зачем заставлять человеческое тело воспроизводить движение махового колеса или толчка затвора. Да, человеческое тело - машина, наиболее совершенная машина в мире, но оно больше, чем это. Машина-это инструмент, приспособление, но тело не только инструмент, которым выражается Жизнь, это - символ Жизни. Оно выражает человеческое благородство и красоту, ум и духовную наполненность. Тело - приемник, душа - безусловна. Если мы сосредотачиваемся на простых механизмах и техниках, которое тело может сделать, мы теряем общую цель и ценность танца. Как правило, если нам нечего сказать, мы изобретаем необычные способы сказать это. Если молодой человек копирует внешне новый образ, данный хореографом, без понимания причин и импульса этого образ или уже Опытный артист, не имеющий вдохновения или свежего видения жизни, концентрируется на технике - так и происходит. Из моих разговоров с молодыми артистами сегодня ясно, что они отражают механические жестокости машинной эры, чьи инструменты в основном - жадность и война. В ту минуту, когда мы возвращаемся к истокам любого искусства, мы обращаемся к необходимости мотивации, началу начал. Мы приходим к качествам индивидуальности и их концепции Жизни. Тело - нейтральный инструмент, который отражает минутные колебания сознания, которое командует им. Каждый жест обнаруживает уровень сознания, который мы достигли. Это отражается в его ритмах и формах движения, либо выражая вибрацию Жизни, полную экстаза,

Глава 1.

ДУХОВНОЕ ПОНИМАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ

Наше изучение следует начать с того, что мы способны понимать в высочайшем реализации истины, которая была дана миру. Нам всем следует осознать вечный ритм жизни, тот ритм духа, через который мы можем учиться двигаться гармонично и красиво. Я верю, что этот ритм можно познать и почувствовать, только если мы одухотворим наше мышление. Мы должны начинать с вершины, не со дна, с духа, не с материи, с Бога, а не с человека. Мы должны научиться отвлекать ищущую антенну ума от окружающей действительности к внутреннему и высшему месту духовного сознания. С этого уровня мы можем начинать реализовывать наши гармоничные взаимоотношения с каузальным ритмом вселенной. Приняв духовные принципы, как нашу основу, мы сразу начали с противоположного направления тех форм и ритмов, которые развивались с физической основы биения сердца. До тех пор, пока мы будем принимать физическое тело, как видно в реальном мире, как основу действий, мы будем продолжать двигаться над старой землей, ритмами и традициями. Я не верю, что в царстве танца, возвращаясь назад к так называемым примитивным ритмам или учась подчиняться ритмическим импульсам аборигенов или детей мы придем к совершенной свободе. Если мы желаем открыть новый и более совершенный танец, который будет ритмическим выражением духовного осознавания, мы должны работать с абсолютной другой точки зрения. Начав с принципа, что человек - существо духовное, наше первое действие - полностью избавиться от всей деятельности на прежней основе. Тогда использование нашего тела станет вещью нового порядка. Дух будет ощущаться как субстанция, а тело - как отражение. Наша концепция о себе, рожденных и умирающих, как физически и материально, неизбежно привела к определенным формам активности тела и определенным формам искусства. У нас есть материальные и прекрасные ритмы детства, атлетические и стимулирующие танцы юности, гармоничные жесты зрелости, но все это основано на общепринятом физическом трехмерном взгляде на жизнь. Такое духовное осознавание, которого я достигла, пришло в основном, не полностью, из изучения Науки Бытия, разработанный Мэри Бейкер Эдди. Я принимаю ее утверждение о реальной и духовной идентичности человечества, и мне бы хотелось создать систему танца или ритмической культуры тела на этом принципе. Я верю, что мои природные способности и тенденции изучения и стремление помогли мне продолжить эту линию открытия. Потребности публичной карьеры часто препятствовали и подавляли мое естественное стремление к атмосфере духовности. Но сейчас я счастлива посвятить мою энергию исследованию и практике тех моментов в танце, которые, насколько я знаю, не были развиты заранее. Мое изучение индуистской и буддистской литературы привели меня к созданию первого храмового танца - Радха, который, как я почувствовала в это время, стал первым шагом к использованию танца для духовного самовыражения. С этого времени я следовала по пути профессиональной карьеры как артиста и коллега по созданию Денисшон, но мой глубокий интерес к духовным аспектам никогда не прекращался. Я чувствую, что мой третий цикл деятельности будет связан с осознанием жизни как духовного бытия и выражения этого осознавания в новых и более великих формах красоты. Я хочу, чтобы мы стали осознавать себя как наследника всей истины, всей красоты, как из прошлого, так и из будущего. Я хочу перевести настолько, насколько я способна, эту обнаруженную истину в термины красоты, которые откроют новые пути в танце и принесут новые пути душе для ощущений. Как инструмент человеческого жития тело используют каждую минуту нашей повседневной деятельности. Когда наш центр внимания сместился от отклика на сиюминутные потребности на осознавание духовного бытия, мы сразу начинаем дышать и двигаться по-другому. Чем больше мы вовлечены в какую-либо деятельность, тем менее мы способны отражать безграничную жизнь. Если сознание исключительно сосредоточено на реагировании на мир ограничений, оно будет двигаться в одном направлении. Если оно ищет реализации жизни как духовной, бессмертной и совершенной, он будет двигаться совсем в другом направлении. Человеческое бытие закончено, отражая мужские и женские качества, которые есть истина и любовь. Эти качества, однако, должны быть выражены через ограничение времени и пространства. Я очень верю, что правильное дыхание и физическая поза, гибкость и грация будут неуклонно нарастать в учениках и это очевидно будет чувствоваться во всей их жизни. Это будет заметно даже в самом слабом жесте. Короче, их повседневная жизнь будет пожинать плоды преимущества их научного изучения сознания и его отражения в теле. Наблюдение- это часть нашего изучения, ценный момент наших исследований. Знать, что другие школы и отдельные артисты делают - это хорошо. Мы должны интерпретировать то, что мы нашли и для того, чтобы интерпретировать конструктивно, мы должны иметь реальные принципы, по которым надо оценивать наш стандарт. Возврат к примитивным ударам барабана, примитивным ритмам и движениям, даже кратковременно наблюдаемый, даже отлично преобразованный в современные формы, далеко не самое главное в нашем опыте, чтобы двигаться к более высокому уровню сознания. Наш истинный начальный и основной источник - духовное начало и только, если мы будем расти в этом осознании в смирении и истине, мы сможем начать открывать более сильные и жизнеутверждающие жесты тела и новые континенты красоты. Наша реальная стартовая площадка - во внутренних действиях духовной реализации. Это не в наблюдаемых жестах и ритмах тела и это не в ответе на звуковые стимулы, примитивные, простые и кажущиеся основными. Мы начинаем наши уроки с сознательного объединения с Невидимым. В этом состоянии объединения мы осознаем себя как инструменты Божественного, которое всегда раскрывается в красоте.

Глава 2.

ТЕЛО КАК ИНСТРУМЕНТ ДУХОВНОГО СУЩЕСТВА

Наступает время, когда наша гордость жизнью перейдет от внешней машинерии и объектов нашего творения к простому божественному факту, что живет в наших телах -это величайшая возможность счастья и силы. Вместо поисков возможностей контроля внешних механизмов, мы будем контролировать себя в свободе и красоте. Долгое время мы жили постоянно в двух мирах, или, как мы предполагаем, в теле и в духе. Но новые пути видения, которые пришли на землю, показали, что в реальности нет двух сражающихся субстанций, а есть одна - сознание или разум. В этом причина нашего отношения к тому, что тело меняется или должно меняться. Нам следует изменить нашу концепцию. Нам следует понять с живым и революционным чувством, что не мы в наших телах, а наше тело в нас. Мы творим и контролируем их, мы используем их для здоровья и радости и видения. Люди относятся и к земле и к небесам. Мы ходим по земле, а голова - в воздухе. Мы едим пищу земли и купаемся в лучах солнца. Мы принимаем каждое мгновение нашей жизни через дыхание и пищу, элементы, которые дают нам жизнь. В свою очередь мы выражаем это через нашу работу и игру, через тело, идеи и эмоции, которые появляются у нас. Наши концепции тела разные, не только среди разных людей, но и у одного и того же человека год от года. В один момент наша концепция включает полное забвение тела в моменты предельной рассеянности. Мы думаем, чувствуем и двигаемся без осознания тела. Мы живем в нем и используем его, но в этот момент, в нашем сознании, оно не имеет места. В высочайшие моменты эмоциональной и артистической лихорадки мы в большой мере неосознанно относимся к телу. Это, однако, предполагает, что настроение, в котором мы находимся, не требует использования тела вне обычных усилий и что тело само по себе в гармоничном состоянии, оно без стресса и без боли. Мы используем тело, осознавая его не больше, чем животное. В нашем настоящем состоянии, однако, так много разрушающих и искажающих привычек и условий, играющих против нас постоянно, что мы часто осознаем ограничения и дискомфорт. Это объясняет тот факт, что я учу ценности тренировки тела и использования танца как единственного, безвредного и эффективного пути, чтобы корректировать многие болезни. Танцевать - это соотносить себя со Вселенной. Помещая свое тело в направленную энергию ритма, мы преобразуем его в силу и красоту. Нет определенного периода или возраста, когда обычное человеческое тело не может быть уступчиво ритму. Хорошая поза и движения естественны и прекрасны. В этой культуре в будущем нам следует научиться ходить подобно богам вместо шарканья и спотыканья подобно смертным. Наши тела одновременно принимающие и передающие станции для самой Жизни. Высочайшая мудрость - распознать этот факт и тренировать наше тела, делая их чувствительными и восприимчивыми к природе, искусству и религии. Нам следует быть подобно артистам. Музыканты почитают свою скрипку или пианино с гордостью и заботой, как единственную вещь, необходимую для их самовыражения. Наши тела тоже должны стать объектами нашего пристального внимания. Как музыканты, настроив инструменты, забывают о них в радости и красоте, которые возникают, так и наши тела, будучи натренированы и сгармонизированы, будут забыты в радости нашего использования. В настоящем мы не только не ценим наши тела, но и не знаем, как использовать их, чтобы извлечь из них максимум радости и здоровья. В случае музыкальных инструментов целые индустрии посвящены созданию и производству совершенных музыкальных инструментов. Хороший музыкальный инструмент - драгоценная и дорогая вещь для тех, кто может позволить себе любить их за красоту, которую они создают, и считать их драгоценнее всего. Мы играем на этих инструментах Жизни, которые даны нам при рождении, но уверена, мы - неуклюжие исполнители и невнимательные хранители. Мы владеем самыми изумительными машинами в мире, однако мы ценим даже пишущую машинку больше, чем собственный торс. Мы ценим радио больше, чем собственный голос. А автомобиль больше собственных ног. Как абсурдно это. Мы имеем возможность получать послания звезд и песни ночных ветров. Мы можем слышать молчаливый голос духовной вселенной внутри наших сердец. Мы можем взбираться на вершины гор и видеть мир вокруг нас, но мы подобны слепым, громко взывающим к цвету и глухим, взывающим, чтобы кто-то сотворил звук. Это все вопросы ценности и то, во что мы верим, даст нам величайшую меру счастья. Может быть все наши действия приводят к этому - почему мы делаем одну вещь больше, чем другую, почему мы отказываемся от одного во имя другого, надеясь, что новый опыт будет более созвучен нашим желаниям. Моя концепция Божественного танца - это то, что через его дух мы достигнем более чистого, лучшего опыта самопознания, чем через любой другой метод радости или наслаждения. Танец свободен от ошибок, он индивидуален и независим в своем опыте и развитии. Танцу не присущ эффект сожаления или вреда. Он вызывает в нас самые лучшие намерения и ожидания и никогда не оставляет нас, пока мы не исполним их. Вы всегда здоровее и более внимательны ко всему после танца. Он не нуждается в дорогих аппаратах, независим, его можно танцевать одному или в группах. Он экономичен, что важно сейчас, когда коммерциализация пришла в искусство, а здесь люди учатся танцевать без надежды извлечь прибыль. Коммерческое отношение к танцу препятствует, чтобы он стал универсальной и целебной отдушиной, как должно было бы быть. Нам следует быть внимательными к опыту и не сравнивать, а наслаждаться больше, не извлекать материальную выгоду из этого истинного дара богов. Когда мы смотрим на тело мужчины или женщины, что мы видим. Реально ли это тот человек, на которого мы смотрим. Истинное ли тело мы видим, плотские и тяжеловесные линии или мы видим совершенные инструменты через дымку и искажения нашего ограниченного зрения. Представляет ли тело душу или не представляет. Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны достигнуть нового и благородного танца через духовную наполненность, отказавшись от старых искаженных концепций нашего тела. С абсолютно новым видением сущего и его инструментария мы начинаем действовать, подчиняясь божественному ритму. С человеческой точки зрения мы всегда будем иметь дело с телом-плотью и костями, возрастом, изменениями, здоровьем и красотой, но с духовного понимания наш подход будет совсем другой. Мы видим реализацию энергии и радости, которые присущи совершенному инструменту Единого и существующие вне ограничений времени и пространства. Наше тело - идея Единого. Оно сейчас совершенно, неразрушимо и бессмертно, но в настоящем мы больше не можем видеть это, как не может человек увидеть предмет в темной комнате. Основная идея, цель - посмотреть по другому на божественные инструменты - на себя, достичь понимания безмерных возможностей красоты, радости и энергии, которые хранятся в наших телах. Чтобы достичь этого, мы должны избавиться от двойственности, что была присуща в прошлом. Мы должны понять, что Вселенная - единственная субстанция и эта субстанция - дух. Наше тело или инструмент, с которым мы имеем дело, сделано из духовной субстанции и в нем выражена идея творческого принципа Жизни. Мы не сделаны из одной субстанции, а наши тела из другой. Нет двух составляющих, есть только одна. И это не только законы и предвидения философии Новой Эры (Нью-эйдж), но и основной подход к Божествен ному Танцу. Мы сейчас дети Бога и в точном понимании этого духовного факта будет наша интерпретация человеческого тела, все его движения дают разные картины уму и глубоко постигаются сердцем. Мы увидим, что мы смотрим на целостного человека. Мы смотрим на дитя Бога, на луч Божественного Света, на идею Единого. Тело-выражение добра, истинное и прекрасное. Каждый член этого организма - точное выражение жизни. Каждый крохотный жест в его движении проявляется как выражение Единого в человеческой душе. Все важно, все имеет значение. Поэтому наш подход к телу как инструменту жизни и искусства прямо противоположен установившейся концепции. С этой точки зрения интересно вспомнить исследования Франко Делсарте относительно движений и эмоций, связанных с ними. Франко Делсарте был французским оперным певцом. Он потерял свой певческий голос и решил стать актером. Он посетил много актерских школ в Париже и обнаружил, что каждая имеет свой метод обучения. Каждая школа не соглашалась с другой и, очевидно, не было единого подхода. И тогда он посвятил длительное время исследованиям взаимоотношений, которые существуют между мышлением и движениями тела. Он не приезжал в Америку, но многие американские студенты обучались у него в Париже и привезли назад его идеи, его влияние. Среди этих студентов я знаю три интересные личности. Стил Маккей стал возможно его самым великим последователем. Миссис Женевьева Стеббинс также училась у него и у нее была своя студия, основанная на его работах. Когда мне было 11 лет, меня взяли на незабываемое выступление миссис Стеббинс. Она исполняла греческие танцы. Вся моя артистическая жизнь родилась в этот час. Поэтому я всегда испытывала глубокое чувство благодарности к Делсарте. Ценность исследований Делсарте в области танца лежит в его открытиях о теле, как инструменте эмоционального выражения больше, чем ритмической сферы танца. Его система включает разделение тела на три зоны - физическую, эмоциональную и ментальную. Физическая зона от ног до бедер выражает физические импульсы поколения, работу, игру и все другие виды деятельной активности. Эмоциональная зона находится между бедрами и плечами, там располагаются жизненно важные органы - сердце и легкие, отражающие настроение и напряженность нашей эмоциональной жизни. Ментальная зона - плечи и голова - представляет царство, где главное - наши мысли. Он обнаружил, что человеческое выражение с детства до старости было основано на определенных очевидных законах, которые устанавливают соответствие между сознанием и зонами тела. Он распознал также основной закон ответа - все темные моменты нашего сознания, такие как страх, горе и отчаяние выражаются в глубоких и внутренних движенияъ, а все радостные, положительные моменты выражаются во внешних и открытых движениях. Это короткое описание его работ не попытка измерить глубину философских поисков Делсарте, а только попытка привлечь внимание студентов к ценности его открытий, отношении к телу как мобильному инструменту выражения. Чтобы шире интерпретировать тело как средство выражения, во-первых необходимо понять его естественную реакцию на обычные мысли до того, как распознавать его как выражение Божественного сознания. Делсарте не занимался анализом мышления, неважно из какого источника - земного или божественного.

Глава 3

БОЖЕСТВЕННЫЙ ТАНЕЦ

Божественный танец-это ритм духовного приятия. Этот танец называется божественным, потому что это наше намерение через позу, ритм и движение выразить и символизировать нашу духовную реализацию. В танце, насколько я знаю, не было усилий найти границу между движением, которое выражает ошибочное сознание и тем, которое выражает божественную гармонию. Божественный танец - это то движение, которое символизирует совершенство, открывает бессмертное начало, благородство и значимость личности. Говоря об ошибке сознания, мы говорим и об ошибке движения. Новые ощущения заменяются искусственным усилием. Мы не хотим больше делать эти вещи, а хотим выразить красоту безмятежности и силы. Мы будем исцелять и благословлять больше, чем изумлять. В Божественном танце и мотивация и инструмент становятся чистыми, наполненными силой и красотой. Это происходит не просто благодаря физическим тренировкам, но и через разрушение сознания тех ошибок веры, которые ограничили и исказили этот храм, где живет Бог. Божественный танец - не просто танец в церкви или движение в религиозных ритмах. Это не сублимация обычных земных ритмов и значений в более лучшие формы искусства. Разница между светским и религиозным танцем - это разница между любой другой парой противоположностей, в частности между материальным и духовным взглядом на жизнь. Если наш танец обусловлен желанием показать себя, личной гордостью, тщеславием, болезненностью, завистью, страхом мы, очевидно, видим это выраженным в движениях перенапряжения, искажениях, недостатках благородства и равновесия. Мы узнаем по явно выраженной безобразности, пустоте и дистрессу ума, что этот танец скорее всего светский. Моя цель в этом духовно мотивированном искусстве представить миру такие благородные и вдохновляющие формы танца, что вся молодежь будет почитать принципы, которые помогают так возвысить красоту. А более зрелые люди найдут такую свежую радость грации и силы, что их вера в служение красоте будет обновлена. Главная задача Божественного танца ускорить действие скрытой силы истины и красоты в тех посвященных, кто ждет его зажигающего факела. В этом танце Божественности мы становимся инструментами выражения того истинного излучения мудрости, что и есть наша истинная жизнь и истинное искусство. Язык этого танца простой, точный, без усилий предлагает, что светлые души будут проходить через прозрачные тела и движения. Даже в нашем самом совершенном представлении Божественного танца надо помнить, что его величайшая ценность лежит не в совершенстве ритма и формы, но в его значимости как символа духовной реальности. И это не только божественная драма, но и ритуал постоянной борьбы человека за свободу. Человеческая драма в Божественном танце делится на три акта. В первом акте мы вкладываем в художественную форму те стремления и борьбу человеческого духа, которые присутствуют в любой среде - художественной, научной или духовной. В начале это находится далеко, замечая видение красоты и силы, в которых душа нуждается. Маленькое пламя внутри нас связано с нашим духом и переносит свидетельство ответному пламени вечности. До того, как первые шаги нашего подъема начинаются, есть неизбежная стадия разочарования и бунта против новой дисциплины, которая, похоже, находится между нами и нашей целью. Наш второй акт - это длинный период дисциплины, который все посвященные должны выдержать до того, как они смогут контролировать те элементы собственной личности, которые определяют их рабство. Этот акт выражает получение фундаментальных законов работы от их учителя, практики, движение к мастеру их духа. В этой финальной сцене восхождения все, кто в ней участвуют, достигли суверенитета над их инструментами и приходят к реализации их духовного начала. Третий и последний акт нашей человеческой драмы начинается в этой точке реализации. Объединение этого союза с божественным - это то, что мы называем излучением. Наше излучение как артистов дает силу этому свету через разные времена и пространства отражать красоту. Так же как солнце выполняет свою задачу быть освещая и только иногда благословляя землю теплом и светом, так и наша жизнь в духе наполнена собственным излучением красоты и только иногда вдохновляет тех, кто это замечает. Задача божественного артиста в Храме - излучать красоту. Наше служение прежде всего в опыте радости и только потом приносит нам очевидные результаты исцеления и восстановления сил.

 

Hosted by uCoz